КИЕВСКАЯ РУСЬ, ЛОГИКА
РАЗВИТИЯ
Историческая наука не только
описывает последовательность исторических событий, но и пытается выявить их закономерность, потому что
закономерности видны и в периодических возвышениях и падениях государств, и в
периодических сменах авторитарных и демократических форм правления. Но с тех
пор, как появилась диалектика Гегеля, отыскание этих закономерностей стало
возможно поставить на научную основу. В
качестве примера рассмотрена история развития Киевской Руси, в изложении Ключевского.
В работах Ключевского содержится обилие настолько тонких исследований, так
тщательно он рассматривает новые явления общественной жизни, что появляется
возможность поставить их в соответствие
со ступенями формальной и диалектической логики. Так процесс познания от
единичного через особенное к общему, а так же
логическая последовательность
Гегеля: бытие, наличное бытие, качество, количество, мера оказываются
ступенями исторического развития. Еще более интересным представляется найти
закономерность смены общественных формаций, которая, согласно обобщенному
выводу Маркса, заключается в том, что новый способ производства возникает в
рамках предшествующей экономической формации, затем совершается политическая
революция, и постепенно происходит изменение всей общественной надстройке в
целом. Однако, рассматривая пределы одной формации – вечевого периода, периода
Киевской Руси, есть возможность показать только зарождение нового способа
производства, и то, как он приводит к появлению общественных элементов, из которых и возникает новая общественная
форма.
_________________________
Славянские племена стали
переселяться из Европы на западную половину Русской равнины в 6 веке нашей эры,
как об этом свидетельствует пражская археологическая культура, распространенная
в этот период на территории от Эльбы до Днепра. Поселения их состояли из 15-20
полуземлянок, и были объединены в гнезда, что говорит о родовом строе. В 8 веке
у славян появляется обработка железа, а вместе с ней пашенное земледелие и
ремесленное производство. В 9-10 вв. у
них появляется социальное неравенство, что свидетельствует об образовании
классов. Селения славян были значительными, однако с 10 века происходит
постепенное уменьшение размера поселений, что свидетельствует о разложении
семейной общины и индивидуализации сельского хозяйства. Появление городов
датируется 8-9 веками н.э. Таковы наиболее
достоверные данные археологии о начале славянской истории на Русской равнине.
Согласно письменной истории
славяне пришли на Русскую равнину большим племенным союзом, и стали расселяться вдоль Днепра и его
притоков, по кото-рому шел торговый путь «из варяг в греки». В новом краю союз
разделился на отдельные племена, названия которых соответствовали, зачастую,
характеру местности, которую они заняли: полян, северян, древлян, дреговичей,
родимичей, кривичей, славян ильменских, вятичей, уличей, тиверцев,
волынян. Территория расселения была
покрыта лесом, поэтому славяне занялись охотой, рыболов-ством, землепашеством.
Наличие торгового пути по Днепру вызвало усиленную разработку лесных богатств.
Пушнина, пчелиный мед и воск становятся надолго продуктами экспорта Руси. Племя
было первым кирпичиком, который лежал в основе целого образования – Киевской
Руси.
Торговый путь по Днепру стал причиной появления
городов в 8-9 веках н.э., основное число которых
расположено именно вдоль этого пути: Киев,
Перея-славль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Города под-чиняли себе сельскую округу -
соседние племена, создавались городовые об-ласти или волости. Так Киевская область включала в себя полян и
всех древ-лян, Новгородская область состояла из славян ильменских с ветвью
кривичей, Смоленская область составилась из восточной части кривичей со смежной
час-тью радимичей, и т.д. Таким образом, городовые области были территориаль-ными
образованиями - соседскими общинами, в которых еще сохранялись пле-менные
деления, подчиненные территориальному целому. Политическим цент-ром волости был
город, в нем действовало вечевое собрание, решения которого автоматически
принималось и пригородами. Собрание избирало старейшин для решения мелких
вопросов в мирное время и царей в качестве военных вождей. Зачастую в качестве
таких выборных вождей выступали варяги с берегов Балтики, тогда возникали
варяжские княжества. Варяги вели на Руси
торговлю или исполь-зовались местным населением в качестве наемной армии для
охраны торговых караванов и городов, или выбирались в качестве военных вождей.
Например, в Новгороде до появления там Рюрика, тоже были варяги, которые за
дань владели новгородцами, однако те их выгнали и «начали сами собой владеть».
В городах складывается социальное неравенство, т.е. образуются
аристократические роды, из которых и выбирается военный руководитель. Городовые области были вто-рой ступенью в
образовании Киевской Руси.
На основе этих городовых областей
сложилось первое политическое новообразо-вание. Князь Рюрик, правивший с 862 по
879 гг. в Новгороде, объединил соседние славянские и финские племена: славян
новгородских, кривичей, мерю, весь, му-рома в племенной союз. Для этого он
посадил своих мужей в их городах Полоцке (кривичи), в Ростове (меря), Белоозере
(весь), Муроме (мурома).
Итак, в истории развития
славянских племен на территории Руси можно видеть три этапа. Высшая форма
родовой организации – племя, есть в то же время первая ступень нового
образования – государства (военной демократии). Начало первого периода
совпадает со времени заселения славянами Русской равнины в 6 веке н.э.
Совокупность этих племен – есть основа для нового образования – городовых
волостей (территориальной общины)– второй ступени государства. Начало второго
периода датировке не поддается, но оно должно совпадать с на-чалом торговли
славян по Днепру и Волге, как причины появления городов на Ру-си. Совокупность
городовых волостей образуют основание для третьей, заверша-ющей ступени
образования - Киевской Руси, благодаря
княжескому роду. Начало третьего периода, при той скудной информации, которая
представлена в летопи-сях, необходимо относить с началом княжения Рюрика в
Новгороде. Общее между этими ступенями -
родовые общины, ведущие коллективную хозяйственную дея-тельность на занимаемой
территории и имеющие демократическое устройство. Различие – степень объединения
общин: племя; совокупность соседских
племен – городовая волость; совокупность городовых волостей – государство.
Здесь обнаруживается соответствие исторического развития ступеням логического познания от единичного
явления, через особенное, к общему.
Племя по отно-шению к совокупности славянских племен представляет единичное
явление, совокупность таких единиц господствует на первом этапе развития;
городовая область – особенное явление, совокупность их господствует на второй
стадии развития; объединение городовых областей в политический союз Рюриком есть
общее, и господствует этот союз на третьей стадии развития.
Ключевской в своем «Курсе русской
истории» тоже разбивает историю возникно-вения Киевской Руси на три этапа, но
разбивает ее иначе: городовые области, варяжские княжества, государство. Однако
варяжские княжества отличаются от городовых областей только тем, что города
попадают в «руки заморских пришель-цев» - варягов. То есть первая и вторая
ступени его не имеют структурных отно-шений, отличие только в национальности
правителя, в то время как соседние сту-пени, с точки зрения логики, должны
иметь отношения целого и части.
После Рюрика новгородский престол
занял и владел им с 879 по 912 гг. его брат Олег. В 882 он собрал многочисленное
войско из славян новгородских, кривичей, мери, веси, муромы, прошел с ним вниз
по Днепру и подчинил себе Смоленск, Любеч и Киев. После этого еще три года
покорял Олег племена древлян, северян, родимичей, располагавшихся по правому и
левому берегам Днепра между Смоленском и Киевом, и возложил на них легкую дань.
Кроме того, Олег воевал с тиверцами и уличами, территории которых примыкали к
Днепру ниже Киева по течению. Князь Игорь, занимавший киевский стол после Олега
с 912 по 946, совершил два похода на Византию и дважды ходил на непокорных
древлян. Его сын Святослав (946-972) предпринял походы на восток, покорив
большое племя вятичей, затем разгромил хозар и волжских болгар, обеспечивая
безопасность торгового пути по Волге. Таким
образом, усилиями Олега, Игоря и Святослава в племенной союз были включены все
племена славян, государство достигло своих наибольших размеров, обеспечивалась
охрана его границ и безопасность торговых путей.
Здесь возникает вопрос, что
считать началом Киевской Руси, образование созданное Олегом или Рюриком? И то и
другое являются политическими союзами, то есть с качественной стороны они
одинаковы, разница только количественная. В то же время, между союзом племен,
созданным Рюриком, и городовыми областями, как ближайшей предшествующей формой
существования славян, разница качественная. Если городовые области есть то же
союзы племен, но возникшие на единой материальной основе:
общей территории проживания, окруженные
общей крепостной стеной, то союз, образованный Олегом есть политический союз.
При нем связь и единство определяется
единством руководства, через наместников, которых ставит глава рода. Значит, за
начало славянского государства надо принимать союз, образованный Рюриком.
Киевская Русь являлось сложным
общественно-политическим образованием. Население было объединено в племена – племенное
деление сохранилось практически до развала Киевской Руси. Признаками племенной
организации являются народные дружины (в отличие от дружины князя), собственного
племенного управления, например царь Мал у древлян. Эти народные дружины
собирались князем для совместных походов, а после них расходились по своим
племенам. Городовые области были
территориальными общинами с демократическими органами управления: вече,
выборные старцы, тысяцкие (командовавшие тысячей), сотсткие, десятские. Князь
имел собственную дружину, которая делилась на, старшую и младшую. Старшая дружина
состояла из бояр, княжих мужей; младшая – из отроков, гридей, слуг. Бояре могли
обладать собственными дружинами и имели право покинуть князя по собственному
желанию. Старшая дружина составляла совет князя, куда входили и выборные
старцы, тысяцкие, сотские и десятские. В период сильной княжеской власти вместо
выборных военных руководителей князь сажал своих наместников, однако когда
междоусобицы поколебали власть княжеского рода, на первое место в руководстве
вышли снова органы самоуправления. Таким образом, Киевская Русь, с точки зрения
семейной организации, была родоплеменным союзом; с точки зрения структуры –
была союзом территориальных общин, с точки зрения политической формы – она была военной демократией. Военная
демократия это переходная форма от рода к государству. От родовой организации
сохраняется демократические формы самоуправления, вплоть до выборности князей,
когда вече могло отказать в престоле над собой тому или иному князю, и
пригласить на престол того, которого желают. Но в то же время уже существует
военно-административный класс, который стоит над народом и из которого
происходит формирование органов государственного управления. Характерной
особенностью княжеской власти в Киевской
Руси был очередной порядок замены свободных княжеских столов. Очередной порядок
заключался в том, что великим князем становился старший из братьев, который рассылал младших братьев и племянников в
качестве наместников по городам. В случае смерти князя его место занимал ближайший по старшинству брат (но не сын
умершего), оставлявший ради этого свое прежнее место княжения. Так последовательно представители княжеского
рода перемещались с престола на престол по направлению к великокняжескому. Каждый
князь был временщиком на очередном престоле, неизменным оставался княжеский род
в качестве наемного руководителя у
территориальных общин. Своим родовым устройством княжеская власть ближе к
аристократическим родам гомеровской Греции, чем к европейской феодальной
организации.
Взаимные обязательства у племен и
князя были следующие. Племена уплачивали дань, князья охраняли границы
государства, организовывали торговые караваны и обеспечивали их безопасность,
строили и укрепляли города, вели войны или организовывали на оборону народное
ополчение. Но эти взаимные, разумные, отношения имели тенденцию превратиться в
систему эксплуатации населения княжеским родом.
Вот как об этом говорит Ключевский в «Лекциях по истории Руси» по поводу
легенды о призвании Рюрика новгородцами: «Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро
возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде
записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть
нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже
какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих
новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских
мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о
благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а
скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были
новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних
врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные
охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот
среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою
силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили
в обязательную дань с возвышением оклада». Этот пример, и вся история Киевской
Руси, показывает, как наемная власть превращается из слуг народа в его самых
жестоких эксплуататоров. Не раз славянские племена восставали против непомерной
дани. В 9 и 10 веках князьям четыре раза пришлось покорять вятичей, трижды - древлян, дважды -
родимичей. В 11-12 веках форма эксплуатации была доведена до последней черты
- до прямого обращения в рабство князьями своих бывших нанимателей.
Киевская Русь образовалась вдоль
водного торгового пути «из варяг в греки». Международная торговля была целью и
средством для обогащения русских князей. Зимой князь с дружиной обходил
подвластные племена, собирая дань, весной большой караван с данью направлялся вниз
по Днепру в Константинополь для меновой торговли. При столь скудном
разнообразии продуктов, который давал лес: воск, мед, пушнина, только
международная торговля могла принести реальную выгоду. Первым князьям,
вероятно, собираемая день и
международная торговля не давали значительного богатства. Дружина Игоря жаловалась на свою бедность,
приглашая его идти на древлян, Святослав Игоревич был достаточно скромен в потреблении и равнодушен к богатству. Но вот
сын Святослава Владимир святой (креститель) (княжил с 980 г. по 1015 г.) уже
имел 800 наложниц и вырастил 12 детей, а при Ярославе Владимировиче (правление - 1019-1054) Киев
достигает своего расцвета. В период развития
Киевской Руси боярское сословие было военно-торговым классом, и основной доход
имело от службы князю и торговли. Эксплуатация рабского труда не имела для него
экономического значения. Но в Византии рабство сохранялось, и был большой спрос
на рабов, поэтому торговля рабами начинает преобладать на Руси с 10 века и военные походы князей на соседние племена
становятся источником ходового товара. Во времена Владимира и Ярослава работорговля, вероятно,
была главным источником их богатства, так как собственные территориальные приобретения этих
князей были не столь значительными, как у предшественников, и один рост числа
данников не мог привести к столь быстрому росту их богатства.
Достигнув расцвета при Владимире и, особенно, при Ярославе
Мудром, Киевская Русь вступила в эпоху
своего разложения и упадка. Рост богатства привел к увеличению численности правящего класса – представителей
княжеского рода. Действовавший прежде очередной порядок замещения вакантных
столов стал давать сбои, так как привел
к появлению конфликтов между многочисленными
членами рода за киевский и иные престолы. Уже Владимир святой, а затем его сын
Ярослав Мудрый занимали великокняжеский престол в результате междоусобной борьбы с
братьями. При них эти войны прекращались, но после смерти Ярослава Мудрого междоусобица стала
хроническим явлением. Не раз собирались князья на съезды, чтобы прекратить
династическую войну. Владельческие земли старались закрепить за отдельными
ветвями рода в наследственную собственность – в отчину, а между собой стали заключать
договоры, разграничивающие права на владения, в результате чего образовалось
несколько самостоятельных земель: Киевская, Турово-Пинская, Полоцкая, Волынская
и Галицкая к западу от Денпра; Переяславская, Чернигово-Северская, Смоленская,
Ростово-Суздолькая и Муромо-Рязанская к востоку от Днепра и земля Новгородская
на севере. Ничего не помогало, за двести
лет междоусобий Киев, за который больше всего было войн,
сначала перестал быть великокняжеским в 1169 г., несколько раз подвергся разграблению,
а последний удар был нанесен татарами в 1240 г., после чего Киев превратился в маленький областной городок
в 200 домов, центр одноименной области. Только когда в борьбу между князьями
вступили народные массы, стал устанавливаться новый порядок, который и привел к
прекращению междоусобных войн.
Таким образом, в конце 11 века
Русь вступила в заключительный период своего развития, в период разрушения
старых общественных отношений и перехода к новой общественной формации. Этот
период характеризуется не только распадом Руси на отдельные волости, но и стремительным накоплением огромного богатства правящим классом, расцветом его культуры. Вот
как описывает Ключевский богатства правящей элиты: «В больших городах Киевской
Руси XI и XII вв. в руках князей и бояр заметно присутствие значительных
денежных средств, больших капиталов. …. Кроме денег есть ещё известия об
изобильных хозяйственных статьях и запасах в частных имениях князей, где
работали сотни челяди, о табунах в тысячи голов кобыл и коней, о тысячах пудов
мёду, о десятках корчаг вина; в сельце у князя Игоря Ольговича, убитого в Киеве
в 1147 г., стояло на гумне 900 стогов хлеба.»
Развитие и просвещение правящего
класса шло за счет безжалостной эксплуатации крестьян. Если в 10 в. челядь
(рабы) составляли главную статью русского вывоза, то с 11 в. рабов стали сажать
на землю, так что к половине 12 века рабовладение достигло громадных размеров.
По свидетельству Ключевского именно в 11 веке появляются первые свидетельства
о частной земельной собственности, возникновение
которой связано именно с приспособлением рабов к земледельческому труду. Наиболее частый способ обзавестись челядью в
этот период было - напасть на село или город соседнего княжества, пожечь его
жилье, а людей и скот увести, и посадить на своей земле.
Княжеские междоусобицы и
вызванное ими ослабление Руси привело к
усилению нашествий половцев. От половцев больше всего страдало сельское
население, составляющее основной производительный класс общества, для которого
не всегда были доступны стены городских замков. Благодаря усилению эксплуатации
указанными способами уменьшилась численность населения, значительно возросла
миграция за счет переселения крестьян в
область Галиции и на северо-восток страны. Убыль населения привела
вскоре к экономическому упадку Киевской Руси. В довершение ко всему
раздробленная Русь стала легкой добычей сначала Золотой орды, затем Литовского
княжества.
Распад Киевской Руси на множество
волостей, разрозненных и враждебных друг другу, создал различные условия их
существования. По-разному сложилась и судьба этих волостей, их история в общей
истории Руси. Но вот изменения, которые
происходили в Ростово-Суздальском крае,
определили в последующем все устройство России, и ее историческую
судьбу.
Основная волна переселенцев направилась
в лесистую и труднодоступную для кочевников и враждовавших княжеских дружин Ростовово-Суздальскую
землю. В этом новом краю пришельцы стали
размещаться по берегам многочисленных
рек и речушек, густой сетью, покрывавших его. Они занялись земледелием, охотой,
рыболовством, промыслами. Землю под пашню в этом краю можно было отвоевать
только у леса, поэтому основной формой ее обработки стало подсечно-огневое
земледелие. При подсечно-огневом земледелии участок леса вырубают,
выкорчевывают или выжигают, и используют под посевы в течение нескольких лет.
Когда почва теряет
плодородие, пашню оставляют и переходят на новый участок (починок), то
есть данная форма земледелия требует полуоседлого образа жизни. Этот полуоседлый
образ жизни крестьян на долгие годы, вплоть до начала 17 века, определил
договорной характер отношений между хлебопашцем и землевладельцем, и отмер только с установлением крепостничества.
Подсечно-огневое земледелие
разрушает родовую организацию, так как ведение совместного хозяйства
многочисленным коллективом становится невозможным, род распадается на отдельные
патриархальные семьи, которые состояли из главы семьи с женой и их потомков мужского
пола с женами и детьми. Полуосед-лая
жизнь таких семей должна была со временем перемешать между собой
различные племена, поэтому не удивительно, что с 11 века прекращается
упоминание первоначальных племенных названий, происходит образование единого
русского народа.
Эти новые условия жизни населения
определили и характер политического устройства Суздальской Руси, его удельный
характер. Политическими органами Киевской Руси были княжеский род с аппаратом
управления – боярским сосло-вием и вечевое собрание. С распадом единого
государства в отдельных его частях, волостях, завязалась
борьба этих трех элементов за политическое господство. В результате борьбы в Новгороде возобладала вечевое собрание, в
Галиче – боярской сословие, в Ростово-Суздальской земле – княжеская власть, но
характер этой власти изменился. Вот как это произошло.
Суздальская область выделилась в
особое княжество после Любечского съезда князей 1097 г. Она была отдана
Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для младшего своего сына Юрия
(прозвищем Долгорукого). Сам Мономах, его сын Юрий и дети Юрия: Андрей
(Боголюбский) и Всеволод (Большое Гнездо) строили и заселяли край крестьянами,
которые бежали сюда от княжеских усобиц и половецких набегов. В Ростово-Суздальском
княжестве было два старших города: Ростов и Суздаль, в которых сложилась сильная
вечевая власть боярской аристократии. Андрей Боголюбский большую часть жизни
провел в их пригороде - Владимире на Клязьме, а после принятия титула великого
князя в 1169 г. перенес сюда великокняжеский престол. Вдали от правящего
класса, он распоряжался здесь самовластно, выстроил и благоустроил город, который
превзошел богат-ством и населенностью старшие города. Это вызвало вражду бояр старших
горо-дов к Андрею и самому городу Владимиру. Андрей не раз посылал суздальцев
на верную гибель, зато они организовали заговор и его убийство. В дальнейшем
конфликт между городами продолжили младшие братья Андрея Боголюбского со своими
племянниками. Междоусобица разгорелась в
1174-76 г. На стороне брать-ев оказались бывшие пригороды Владимир и Переяславец,
на стороне племян-ников выступили Ростов и Суздаль, мало того, к ним
присоединилась и дружина города Владимир. Братья одержали победу потому, что их
поддержало население пригородов. После гибели одного из братьев «владимирцы тотчас
присягнули младшему, Всеволоду (Большое Гнездо), и не только ему, но и его
детям, значит, установили у себя наследственность княжеской власти в нисходящей
линии вопреки очередному порядку….» (Ключевский, «Лекции по истории
Росси», лекция №18).
Таким образом, основное производительное
население, которое теперь было рассредоточено по сельской местности, выступило
на стороне одной из властей -княжеской, обеспечив ей победу, а также определило ее наследственный харак-тер в
собственных интересах. Временщик, каким
был князь при очередном по-рядке смены престолов, был заменен князем-хозяином,
который должен был, как частный собственник, заботится о своей вотчине, строя
ее для себя и своих детей. В усобице погибла не только коллективная форма
правления княжеского рода, но и вечевая
организация власти. Если в Киевской Руси трудящееся насе-ление было
сосредоточено в городах и могло участвовать в вечевых сходках, то при
рассредоточенном населении вече превращалось в аппарат аристократии-ческой
власти, прикрытый авторитетом демократии. Таким образом, в классовой борьбе
выкристаллизовалась новая политическая власть - князь собственник, удельный
князь, соответствующая интересам крестьянской массы, форма власти пришла в
соответствие с формой производства.
Гармония между производством и
властью не замедлила сказаться на богатстве и силе княжества, в решительном
преобладании Суздальской области над осталь-ными областями Русской земли. Князь
Андрей и Всеволод заставили признать себя великими князьями всей земли, правили
южной Русью с берегов далекой Клязьмы. Всеволод
самовластно хозяйничал Новгородом
Великим и Галицией. Вот в каких словах описывает мощь флота и сухопутных сил
Всеволода автор «Слова о полку Игореве»: «Великий князь Всеволод! прилететь бы
тебе издалека, и отчего золотого стола постеречь: ведь ты можешь Волгу
разбрызгать веслами. Дон шлемами вычерпать».
Владимирская область, возникнув
на основе удельного права, вновь стала досто-янием рода и очередного порядка при
сыновьях Всеволода. Но в пригородах про-должали возникать удельные княжества,
пока одно из них – Московское не пре-вратилось
в единодержавное государство, преодолев окончательно и очередной, и договорной,
и удельный характер владения в период
княжения Василия Тем-ного с 1425 по 1462 г. Необходимо отметить и такой факт,
что татаро-монгольской иго не остановило, а способствовало установлению нового
общественного поряд-ка, так как своей авторитарной властью татары подавляли деятельность
вечевого управления, препятствовали, зачастую, возникновению междоусобных войн,
а также способствовали возвышению и обогащению Москвы, возложив на ее князей
сбор дани в пользу татар – татарского выхода.
Итак, какие же этапы можно
разглядеть в истории развития Киевской Руси? На первом этапе развития появляется устойчивый союз племен, новое
качество, княжество под руководством Рюрика. Продолжительность этого этапа
совпадает с периодом княжения Рюрика с 862 по 879 гг. Второй этап – этап
количественного экстенсивного роста
нового образования с 882 по 972,
характеризуется стреми-тельным расширением территории Киевской Руси и простирается на
время деятельности трех поколений князей: Олега, Игоря, Святослава. Третий этап
– этап количественного интенсивного развития, которое в меньшей степени
ха-рактеризуется территориальным ростом, но в большей степени – накоплением
богатства. Этот период начался с правления Владимира святого в 980
г и продолжался до смерти Ярослава
Мудрого в 1054 г. На этом этапе
богатство Киевской Руси вступает в противоречие с родовой формой политической
власти – княжеским родом Рюриковичей. Начинаются междоусобные войны, единый
кня-жеский род, а вслед за ним и единая Русь распадаются на свои составляющие –
волости, области, земли. Это дробление продолжается до тех пор, пока не
обра-зуются мельчайшие владения, которые не представляют интереса для рода в
целом, а потому становятся частной собственностью отдельных князей. Это и есть
возникновение новой общественной формы – удельного княжества. Здесь
обнаруживается соответствие этапов исторического развития этапам логического
развития, представленного в работе Гегеля «Наука логики», раздел «Бытие»:
бытие, наличное бытие, качество, количество, мера. Княжество Рюрика есть новое
качество, оно проходит период количественного развития, который состоит из
этапов экстенсивного, а затем, интенсивного роста. В результате интенсивного
роста преодолевается граница данного
качества, говоря словами Гегеля: «нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или
уменьшаясь сверх меры, исчезает».
В истории Киевской Руси началом
является готовое качество – племенной союз Рюрика, и незаметно, какие исторические явления можно было бы определить
гегелевским понятием бытие (неопределенная
простая непосредственность) или наличное бытие (бытие со своим
отрицанием). Но если обратиться к
периоду становления удельного порядка,
то можно найти явления, которые можно характе-ризовать указанными понятиями.
Андрей Боголюбский правит единоивластно без княжеской и вечевой аристократии
сначала в мельчайшем городке Владимире,
затем в качестве великого князя. Здесь еще нет никакой юридической формы для
такого единовластия - удельное право еще
возникло. Явление уже существует непосредственно,
но не получило никакой определенности, оно есть чистое бытие,
которое не отличается от «ничто».
Но вот его младшему брату Всеволоду
и его потомкам присягают владимирцы. Удельный порядок получает юридическую
форму, но он еще долго существует одновременно с очередным или договорным
правом княжеского рода, то есть, существует
в единстве со своим отрицанием, находится в состоянии наличного бытия.
Наконец, только в Московском княжестве Василия Темного единовластие торжествует
окончательно, как сформировавшееся качество.
История писалась и пишется
авторами, которые не знали диалектической логики, поэтому малозаметные, но
важные детали могут не попасть в историческую лите-ратуру. Из-за этого не
всегда удается выявить те или иные этапы исторического развития, особенно на
ранних стадиях возникновения формаций, но их всегда можно предполагать, потому
что представленная последователь (бытие – мера) очевидна и наблюдаема в обычной
жизни многократно.
Маркс применил к истории общества
достижения Гегеля, изложенные в учении о сущности, создав учения об
общественной формации, о классовой борьбе, о госу-дарстве. Верен оказался и его
вывод о господствующем влиянии способа произ-водства на все общественное
устройство. Как известно, при
докапиталистичес-ком этапе развития господствует земледельческое производство,
а потому не удивительно, что вид земледелия определяет и общественное
устройство в целом. В данном случае видно, что вид земледелия
(подсечно-огневое) опреде-лил и форму семьи – патриархальную, и образ жизни
трудящегося населения – полуоседлый, и характер отношений между крестьянином и
землевладельцем – договорной, и форму политической власти – самодержавную, и
новую обществен-ную формацию в целом – Русь Московскую велико-княжескую. Не идеи
правяще-го класса об отчине, не потуги его прекратить междоусобия путем
договоров, а реальная деятельность, и производительная и политическая основного
трудя-щегося класса - крестьянства,
установили такой общественный порядок, при котором династические войны стали
невозможны. Таким образом, учение Маркса является историчным, а потому верным,
и потому бессмертным.
Здесь мы видим применимость к
историческим явлениям учения Гегеля о бытие в его самой общей форме. Но этой
общей формой не исчерпывается его
учение, поэтому впереди должны быть еще открытия.